Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 19.01.2018, 00:42

МОБУ "СОШ № 1 им.А.П.Гайдара" п.Архара Амурской области

Меню сайта
Категории раздела
Биология [1]
Элективные курсы [7]
Начальные классы [19]
Информатика [6]
Здесь приведены конспекты уроков, разработки учебных игр и работы учащихся
английский язык [6]
природоведение [1]
география [5]
физика [2]
Экология [1]
Математика [6]
История [4]
Химия [2]
Дневник
Карасенко Т.А,
Министерство РФ
Министерство
Отдел образования
Госпортал
Праздники
Праздники сегодня
Телефон доверия
Форма входа
Горячая линия
ФОРУМ
Телефон доверия
ЕГЭ
Статистика

Методическая копилка

Главная » Файлы » Банк уроков » Начальные классы

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
19.10.2014, 14:14

Реализация научно-исследовательских проектов  в совместной деятельности учителя и  ученика

Из опыта работы учителя начальных классов МОБУ «СОШ №1 им. А.П.Гайдара»

 п. Архара Амурской области

Гирман Натальи Викторовны

     Опыт моей работы в школе более 20 лет. Одну из основных задач  своей педагогической деятельности я видела в создании  такого образовательного пространства, которое  позволило бы детям  овладеть методами исследовательской работы, необходимыми  в будущем и дало бы  возможность научиться учиться самостоятельно. Поэтому  разработала программу проектно-исследовательской деятельности в рамках кружка «Я - исследователь»

Для этого была изучена  литература:

  1. Егорова Т.А. «Развитие исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности.  – www/researcher/ru.
  2. Лапицкий О.И., Педагогическое стимулирование саморазвития личности учащегося. Ж. «Народное образование».
  3. Савенков А.И. "Методика исследовательского обучения младших школьников". 

     Для реализации программы  были определены основные направления:

1)  диагностика познавательных интересов учащихся;

2) определение состава учащихся, заинтересованных в проектной и исследовательской деятельности;

3)  тематика исследовательской и проектной деятельности учащихся;

4)  формы представления и реализации  исследовательской  деятельности учащихся;

5)  направления дальнейшей деятельности.

         На первом этапе была поставлена задача - выявить уровень развития познавательных интересов учащихся, их способности, мотивацию. Учащимся были предложены анкета и опросник.

         Цель проведения:  определить уровни развития познавательных интересов: узнать направленность, устойчивость, глубину познавательных интересов, характер мотивации познавательного процесса, уровень активности и самостоятельности детей, как критериев развития познавательного интереса. При выборе критериев была использована методика исследования познавательного интереса, предложенная Кувалдиной Е.А.

         Данные, полученные после обработки анкеты, свидетельствовали о том, что у половины ребят класса (50 %) низкий уровень развития познавательных интересов, эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и иногда проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого, в основном им присуще любопытство. У  трети класса (33 %) средний уровень,   дети, испытывая трудности в решении задачи,  не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым, у таких детей присутствует любознательность. Лишь у шестой части класса (17%) высокий  уровень   развития познавательных интересов. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения, такие школьники имеют творческий интерес.

         Итак,  цель создания программы заключалась  в развитии познавательного интереса и познавательной активности детей в соответствии с индивидуальными особенностями. Поэтому, изучив интересы и склонности детей,  разработала и внедрила в ОП  индивидуальный   образовательный план. 

Процесс создания ИОП  состоит из нескольких этапов:

I этап: психолого-педагогическое изучение личностных особенностей, потребностей, интересов, запросов учащихся, анализ результатов.

Выделение и  формирование группы учащихся, имеющих высокий уровень умственного развития и способных работать в режиме индивидуальной программы.

На 1 – ом этапе  результаты диагностических исследований позволили:

  • выделить предрасположенность ученика к изучению определенного цикла наук;
  • выявить интересы и склонности к различным видам деятельности (исследовательской, творческой);
  • определить личностные особенности, способствующие или препятствующие успешному обучению по ИП;
  • изучить социальное окружение ребенка как один из важнейших факторов его успешности;
  • планировать и управлять работой по ИОП.

         Используя результаты диагностических исследований, составляется определенный «портрет» ученика, который позволяет определить цели и задачи работы по индивидуальному плану и приступить ко второму этапу работы, на котором происходит:

II этап: наполнение программы конкретным содержанием по направлениям, определенным совместно с ребенком;    

III этап: мониторинг и коррекция программы.

         При планировании работы чётко определила, что организацию исследовательской деятельности школьника следует рассматривать  как «пространство саморазвития личности»

Структура учебного плана включала:

- Цель изучения предмета

- Основное содержание и  изучаемое самостоятельно

- Дополнительное содержание изучаемого материала

- Выполнение творческих заданий

- Планируемые результаты

- График индивидуальных занятий учителя

- Время консультаций с учителем

Примерный план научно-исследовательской работы ученика (цы)______

п/п

Вид работы

Примерные сроки

Краткое пояснение работы

Свои выводы

1.

Определение темы будущего исследования, её формулировка.

Начало – сентябрь;    

промежуточный –ноябрь; окончание –декабрь, январь

Что интересует, чем вызван интерес, что это даст мне?

 

2.

Определение целей работы.

Выдвижение гипотезы.

Сентябрь – октябрь

Вопросы, на которые должны быть получены ответы.

 

3.

Определение источников информации.

Октябрь

Методы

 

4.

Способы хранения информации.

Октябрь – декабрь, январь

Карточки, ксерокопии, фотокопии.

 

5.

Систематизация полученного материала по содержанию.

Октябрь – ноябрь.

Выделение главного, обзор, рецензирование.

 

6.

Форма представления исследования.

По мере готовности

Доклад, рассказ, учебное пособие,   через эксперимент, график, таблицу, фото, фильм.

 

7.

Список библиографических источников.

 

По предъявляемым требованиям

 

8.

Дать собственную оценку работе.

 

Тщательность выполнения, новизна содержания, полученные исследователем новые знания, дальнейшие интересы.

 
 

 

 

В рамках ИОП  изучила и применяла такие формы  работы с ребёнком как:

  • сотрудничество;
  • индивидуальная работа и групповая работа   

         Чаще всего я  выступаю в этом случае как консультант учащегося, который помогает ему понять и определить интересы, подобрать соответствующие способы, обеспечивающие его достижение, определиться с местами получения дополнительной информации.

 Моя деятельность имеет ориентиры и основания, включающие:

1) поощрение учеников к использованию внешкольных предметных знаний и умений;

2) возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности;

3) опора на выбор младшего школьника;

4) наличие коммуникации и позитивного отношения участников к друг-другу в ситуации совместной деятельности;

         Опыт работы по ИОП позволяет  сделать  вывод о наличии ряда преимуществ перед другими формами обучения:

- активизируется роль самой личности в процессе обучения, развития и воспитания;

- знания становятся личностно значимыми для учащихся, приобретают практический смысл; 

- развивается доверие к самому себе, терпимость к другим;

- больше внимания уделяется индивидуальным особенностям детей,  мотивации к учению и самовоспитанию, развитию ключевых компетентностей.

         Важную роль играет уровень сформированности навыков исследовательской деятельности, а именно:

  • умение видеть проблемы;      
  • умение ставить вопросы;
  • умение классифицировать;   
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • умение работать с источниками информации (литература, справочники, Internet и др.);
  • умение структурировать материал.  

         Совокупность данных навыков приводит к развитию познавательных процессов, личности учащегося и развитию его ключевых компетентностей. Ясно, что на первом этапе ученики не владеют этими умениями, поэтому введение элементов исследовательской деятельности в структуру внеурочной работы  начинается с тренинговых занятий по развитию информационно-поисковых умений.

Например:

1.Развитие умения видеть проблему

«Посмотри на мир чужими глазами»

Детям предлагается прослушать начало рассказа: «Утром небо покрылось тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги…»

Задание: придумай продолжение, если ты

-гуляешь с ребятами во дворе;

-водитель грузовика, едущего по дороге;

-ворона, сидящая на дереве.

2. Поиск решения

«Что случилось?» детям предлагается сформулировать возможные причины и последствия описанных событий. Например:

- Саше не разрешили играть в компьютер (смотреть телевизор)

-Даша поссорилась с подругами …

 3. Развитие умения выдвигать гипотезу

«Данетка»

Один из детей загадывает слово, сообщает всем только смысловую область. Например, это «животное», «литературный герой». Участники по очереди задают вопросы, например: «Это герой сказки?», «У него есть хвост?» и т.д. ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» или «нет»

         В результате работы накопила систему упражнений и создала банк тренинговых заданий для развития исследовательского поиска, который оформила в виде брошюры, опыт работы распространила на муниципальном уровне.

         Оценивание итоговых результатов деятельности учащихся предполагается по таким критериям, как:

1.Выявление и оценивание продуктов деятельности:

• содержание проекта,                                                                               

• его актуальность,

• авторские выводы,

• авторские находки,

• техническое исполнение,

• сама защита,

• умение представить свою работу,

• ответить на вопросы товарищей,

• умение отстаивать свою точку зрения,

• умение держаться на сцене и говорить.

2.Совместная оценка (учитель-ученик) степени достижения запланированных целей и приобретенного опыта;

3. Коррекция программы (планирование новых целей и задач)  или завершение работы.

        Для совершенствования и систематизации накопленного опыта  создала электронный банк исследовательских  работ учащихся.

 

Категория: Начальные классы | Добавил: viola04 | Теги: статья, опыт работы
Просмотров: 1044 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Памятка
Портал
Видео
00:09:01

МОБУ "СОШ № 1 им.А.П.Гайдара" 80 лет п.Архара Амурская область 2017

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:06:58

1 сентября 2017г МОБУ "СОШ № 1 им.А.П.Гайдара" п.Архара

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Клавиши

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
Федеральный центр
Единое окно
Российское образов
Портал
ЦОР
Поиск
Фотоальбом
Облако
Информация
[11.01.2018][физика]
Урок физики 9 класс Механические колебательные системы (0)
[27.12.2017][Информатика]
ИРЛ к уроку информатики по теме "Текстовые документы и технология их создания" 7 класс (0)
[27.12.2017][английский язык]
Урок английского языка в 3 классе "Рождество" (0)
[17.12.2017][английский язык]
Британские праздники и фестивали 6класс (0)
[20.11.2017][Информатика]
"Устройства вывода информации", 7 класс (0)
[26.10.2017][Английский язык]
Проект учащейся 7 класса Астапенко Л. по теме Проблемы подростков, учитель Старовойтова ТВ (0)
[10.10.2017][Информатика]
Исследовательская работа по информатике «Мобильные вирусы: миф или реальная угроза?» (0)
[23.05.2017][английский язык]
Стендовый урок (0)
[27.04.2017][Выступления, доклады]
Сетевой мир учителя (0)
[27.12.2016][Информатика]
Урок с элементами деловой игры "Создание базы данных" (0)


Амурская область, Архаринский район, п.Архара © 2018
Администратор сайта Карасенко Татьяна Александровна, учитель информатики
Хостинг от uCoz