Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСуббота, 24.02.2018, 03:27

МОБУ "СОШ № 1 им.А.П.Гайдара" п.Архара Амурской области

Меню сайта
Категории раздела
Родители [2]
Письма родителей
Школа [9]
Статьи о работе школы
Управляющий совет [2]
РМО [1]
Дневник
Карасенко Т.А,
Министерство РФ
Министерство
Отдел образования
Госпортал
Праздники
Праздники сегодня
Телефон доверия
Форма входа
Горячая линия
ФОРУМ
Телефон доверия
ЕГЭ
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Школа

Методы и технологии внедрения ФГОС ООО

Методы и технологии внедрения ФГОС ООО

Жигальцова Т.В.

Свою педагогическую деятельность я начала в 1989 году, окончив Благовещенский государственный педагогический институт им. М.И. Калинина. Двадцатый шестой год работаю учителем физики.

Очень важно внушить ребенку веру в свои силы и возможности, и мои усилия направлены на решение этой задачи. На уроках стараюсь создать благоприятную обстановку для развития самостоятельной активности учащихся, чтобы они не были пассивными слушателями, а сами «добывали» и систематизировали знания, приходя к новому (под руководством учителя).

Чтобы быть учителем, необходимо брать на вооружение лучший педагогический опыт коллег, учителей-новаторов. Поэтому постоянно изучаю педагогическую и методическую литературу, посещаю уроки учителей, своей школы, района, поселка, стараюсь регулярно бывать на курсах повышения квалификации, с этого учебного года руковожу работой районного методического объединения учителей  физики.

         На базе нашей школы длительное время работает областная экспериментальная площадка. Учителя школы и я работаем в режиме эксперимента. Это мотивирует меня на поиск эффективных приемов обучения. Работала над такими проблемами, как:

Развитие самостоятельности мышления на уроках; Привитие интереса к предмету через организацию внеклассной работы; Образовательные технологии в профильной школе; Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, Тьюторское сопровождение применения ИОМ на уроках физики.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно - ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, о чем детально говорится в ФГОС ООО.

 

И вот сейчас наша школа в экспериментальном режиме осваивает стандарты второго поколения. В этом учебном году 7 класс обучается по новым образовательным программам. Я в этом классе преподаю физику.

В 7 классе ведущими методами обучения предмету являются следующие:

Информационный, исследовательский, проблемный, использование ИКТ, алгоритмизированное обучение, методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

На уроках используются личностно-ориентированые технологии, технологии системно-деятельностного подхода, обучение с применением ИКТ, технология ИОМ, здоровьесберегающие технологии.

При преподавании используются организационные формы обучения: классно-урочная система, лабораторные и практические занятия, применение мультимедийного материала, решение экспериментальных задач, самостоятельная работа (выполнение проектов, домашние экспериментальные занятия).

УМК. Я использую УМК по физике изд. «Мнемозина». Авторы: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов; под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений; Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат; под ред. Л.Э. Генденштейна. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений; Л. Э. Генденштейн, В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров. Физика. 7 класс. Самостоятельные работы.; Л. Э. Генденштейн, Е. Н. Евлахова, Н. В. Бондаренко. Физика. 7 класс. Тематические контрольные работы.

Красочное оформление учебника.13 лабораторных работ.( из них работа на определение центра тяжести плоского тела предназначена для выполнения дома), в конце учебника рассказы об ученых, примеры заданий для  проектной деятельности. В задачнике задачи 1-го, 2-го, 3-го уровня, крепкие орешки (для подготовки к олимпиадам), экспериментальные задачи. Задания метапредметного характера.  В пособии 4-ре тематические контрольные работы,  по одной в учебной четверти. Каждая контрольная представлена в шести вариантах. Каждый вариант содержит 7 тестовых заданий (2 повышенной сложности, и 2задачи) Приведена инструкция оценивания заданий, перевод в оценки по пятибалльной шкале. Один вариант целесообразно разобрать на уроке при повторении темы.

В тетради приведено 9 самостоятельных работ по курсу 7-го класса. В каждой самостоятельной работе 5 вариантов, каждый из которых содержит задание на определённый вид деятельности: вариант 1 — тест; вариант 2 — задача с полным решением; вариант 3 — задача с краткими ответами; вариант 4 — вопросы по тексту; вариант 5 — экспериментальное задание.

Структура самостоятельных работ соответствует структуре экзаменационной работы по физике. (ГИА)

Современный урок выступает как основная форма реализации требований ФГОС.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Современный урок - это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.д.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • современный урок развивает у детей креативное мышление;
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Деятельностный урок содержит следующие этапы: мотивация, целеполагание, планирование и выполнение деятельности, рефлексию.

Большое внимание уделяется мотивации учащихся.   Интересным сюжетом, проблемным опытом, интересным вопросом ученика необходимо увлечь, заинтересовать учебным материалом. Тема и цель урока не должны быть предъявлены в готовом виде, а сформулированы с участием ребят, так как это позволяет, с одной стороны, убедиться, что ребята понимают, о чем пойдет речь, с другой - мотивируют их на активное участие в общей познавательной деятельности. (Примеры: урок «Условия плавания тел» можно начать с проблемного эксперимента, с анализа поговорки «Плавает, как топор», урок «Сила трения» - с показа фрагмента из киножурнала «Ералаш» «Вовка, добрая душа!») Когда определена тема и цель урока сформулирована, следует планирование деятельности. Работа с текстом, экспериментальная работа в парах или группах. (Пример: Урок усвоения и первичного закрепления новых знаний «Сила трения». У учащихся  маршрутные листы. Сначала учащиеся работают с текстами и выясняют, какова  причина силы трения, из-за чего она возникает?

Прочитав тексты, укажите причины силы трения качения и силы трения скольжения.

Группы определяют зависимость силы трения от веса, от площади движущейся поверхности, от вида поверхности, сравнивают силу трения и силу качения.) Группы проводят эксперимент.  Формулируют  выводы.

Следующий этап первичного закрепления. Чаще всего – это тест с последующей самопроверкой. Объяснить смысл пословиц и поговорок с физической точки зрения.

Обязательным этапом современного урока является рефлексия.

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия).

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…

Использование оценочных листов на уроках.

В оценочном листе указаны все виды деятельности, выполняемые учеником и ученик самостоятельно оценивает себя на каждом этапе. Общая оценка за урок выводится как среднее арифметическое, округленное в пользу ученика.

Считаю целесообразным использование оценочных листов на уроках актуализации знаний и умений, уроках комплексного применения знаний и умений, уроках повторения и систематизации учебного материала.

 

Результаты обучения физики должны полностью соответствовать стандарту.

Виды результатов: личностные, метапредметные и предметные.

И если последние мы отслеживаем по выполнению самостоятельных и контрольных работ, тестов, ГИА, то, как отследить личностные и метпредметные результаты?

 

У нас в школе каждый  учащийся 5-7 классов в течении года обязан выполнить проект по какому-либо предмету и защитить его.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

  1. энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достиже­ние цели
  2. специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обя­зательно во всех областях)
  3. консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам
  4. руководитель (особенно в вопросах планирования времени)
  5. "человек, который задает вопросы" - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей

Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач. Самое главное в проекте после определения темы – выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Такая поэтапная деятельность формирует культуру труда учащихся, приучая их самостоятельно «добывать» знания. Основная ценность любого проекта – общий конечный результат – продукт, который создается в процессе работы.

Работая над проектами, выбранными учащимися можно констатировать, что проект как технология может стать инструментом оценивания личностных и метапредметных результатов, так как его организация (самостоятельная,  индивидуальная или групповая работа), в процессе которой проявляются личностные позиции учащихся и их умения работать с различного вида информацией могут быть адекватно оценены, а критерии оценивания напрямую связаны с новыми планируемыми результатами обучения. Коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные умения хорошо проявляются в ходе работы на разных этапах и в ходе защиты проекта.

Примеры проектов по физике учащихся 7 класса: Удивительные кристаллы, Построение модели плота, Изучение полезных свойств силы трения и т.д.

Также каждый учитель, работающий в классах по ФГОС заполняет рабочий дневник.

1) Лист индивидуальных результатов по метапредметным образовательным достижениям

Работа с графиками

Работа с текстом

Экспериментальные задачи

Тестовые задания

 

 

 

 

 

Заполняется в течении учебного года. Результат выполненных работ. Возможны три-четыре работы в каждом разделе.

2) Лист общеучебных достижений по физике Заполняется один раз в течении года исходя из педагогического наблюдения.

Содержит критерии:

1.Классная работа выполнялась:

  • Всегда
  • Не регулярно
  • Редко

2.Домашние задания выполнялись:

3.Подготовка дополнительной литературы к урокам:

4.Отношение к учебе в целом:

5.Участие в работе класса на уроках:

6.Уровень познавательного интереса: 

 7.Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности:

 8.Глубина усвоения материала:

  • воспроизводит с элементами собственного творчества 
  • воспроизводит знания полностью 
  • воспроизводит знания частично 

 

9.Организация учебной деятельности:

  • готов к уроку самостоятельно
  • готов к уроку с напоминанием
  • не готов к уроку

10.Оформление работ:

11.Темп работы:   

12.Понимание смысла учебной деятельности:

  • формулирует цель учебной работы
  • формулирует цель с помощью учителя
  • не умеет формулировать цель урока

13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке:

  • всегда
  • иногда
  • редко

14.Взаимоотношения с товарищами:

15.Соблюдение норм и правил поведения:

16.Обще учебные навыки усвоены:

3) Таблица сформированности        УУД  в  _________ классе. Заполняется в конце учебного года. Критерии оценивания даны в таблице.

Личностные УУД

  1. Сформированность учебно-познавательного интереса
  2. Принятие и соблюдение норм школьного поведения
  3. Самооценка
  4. Нравственно-этическая ориентация
  5. Эмоциональная отзывчивость

 

Регулятивные УУД

  1. Действие целеполагания
  2. Действие планирования
  3.  Действия контроля и коррекции
  4. Действие оценки
  5. Саморегуляция

Познавательные УУД

  1. Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке
  2. Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем
  3. Умение делать выводы
  4. Анализ объектов с целью выделения существенных  признаков
  5. Группировка и классификация объектов
  6. Установление причинно-следственных связей
  7. Умение выявить аналогии на предметном материале
  8. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

Коммуникативные УУД

  1. Умение работать в паре и группе
  2. Умение оформлять свою мысль в устной речи
  3. Умение выразительно читать и пересказывать текст
  4. Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми
  5. Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности

 

Категория: Школа | Добавил: GusenkovaTA (03.04.2015)
Просмотров: 361 | Рейтинг: 0.0/0
Памятка
Портал
Видео
00:09:01

МОБУ "СОШ № 1 им.А.П.Гайдара" 80 лет п.Архара Амурская область 2017

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:06:58

1 сентября 2017г МОБУ "СОШ № 1 им.А.П.Гайдара" п.Архара

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0

Клавиши

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
Федеральный центр
Единое окно
Российское образов
Портал
ЦОР
Поиск
Фотоальбом
Облако
Информация
[29.01.2018][История]
Презентация к уроку истории в 7 классе "Внешняя политика Ивана IV" (0)
[29.01.2018][История]
Презентация к уроку истории в 6 классе "Образование Древнерусского государства: первые князья и их деятельность" (0)
[19.01.2018][Информатика]
ИРЛ Кодирование информации (0)
[11.01.2018][физика]
Урок физики 9 класс Механические колебательные системы (0)
[27.12.2017][Информатика]
ИРЛ к уроку информатики по теме "Текстовые документы и технология их создания" 7 класс (0)
[27.12.2017][английский язык]
Урок английского языка в 3 классе "Рождество" (0)
[17.12.2017][английский язык]
Британские праздники и фестивали 6класс (0)
[20.11.2017][Информатика]
"Устройства вывода информации", 7 класс (0)
[26.10.2017][Английский язык]
Проект учащейся 7 класса Астапенко Л. по теме Проблемы подростков, учитель Старовойтова ТВ (0)
[10.10.2017][Информатика]
Исследовательская работа по информатике «Мобильные вирусы: миф или реальная угроза?» (0)


Амурская область, Архаринский район, п.Архара © 2018
Администратор сайта Карасенко Татьяна Александровна, учитель информатики
Хостинг от uCoz